Жива

Славянская богиня Жива. Для того, чтобы понять что за божество представляло собой Жива, необязательно рыться в исторических талмудах. Достаточно вникнуть в само имя Жива- само слово говорит о себе — это жизнь, живое и дышащее. Жива у славян почиталась, как богиня ведающая и дарующая всему в мироздании жизнь. От имени боги образовалось много слов, которые своей смысловой нагрузкой дают отсылку к образу богини: жилище, жизнь, житуха, животные и так далее. Эта жизнь благословенна свыше. Напротив, то что является не благословенным и тёмным так и называлось-нежить. В старые времена вместо слова жизнь использовалось слово живот, и оно имело три значения: 1) часть тела; 2) имущество и 3) существование. Здесь можно проследить смысловое родство с индийскими учениями, которые утверждают что самая важная чакра находится именно в животе. Таким образом сосредоточие человеческой души находится в животе. Так же ещё издревле пошло понятие, что человек живущий хорошо и имеющий богатство непременно имеет большой живот. Кто такая Жива? Существует несколько теории касательно происхождения славянской богини Живы. Согласно первой она была дочерью Вышеня и приходилась Великому Роду сестрой и супругой. Здесь можно проследить то что Жива это женская ипостась Рода и его противоположность. Существует теория, что Жива это трёхликая богиня и её ипостаси это-Леля, Макошь и сама Лада. Трудно судить о правдивости этих теорий, но ясно одно что Живе подчинялись души. Именно она отмеряла крупицы времени каждому живому существу во вселенной. Она приходила с весной вместе со своими помощницами-Живицами, что пролетали над землёй и силой своей заставляли всю зеленеть и произрастать. Старые славяне каждое время года соотносили с этапом в жизни. Весна-это беззаботная юность, лето-это молодость, когда силой и умом наливается человек, осень-это зрелость, в которой приходит мудрость прожитых лет и свершённых дел; зима — это старость и смерть, когда душа дарованная Живой улетает в Ирийский сад к своим предкам. Так и три лика Живы: Лёла,Лада и Макошь-это три ипостаси женщины: незамужняя девушка, молодая женщина вышедшая замуж и зрелая женщина ставшая хозяйкой дома и матерью. Три поры соответствуют этим метаморфозам: весна, лето и осень. Зима-это пора Мары, которая противостоит Живе и дарует жизнь. Нельзя причислять Маре лишь отрицательные качества и считать воплощением зла и тьмы. Мара, как и Жива является основополагающей силой в мироздании, и она выше понятий о добре и зле. Можно выдвинуть теорию, что Мара и Жива это две ипостаси одной и той же богини, или обе были рождены для того чтобы уравновесить мироздание. Таким образом можно зайти далеко и начать размышление о происхождении самой Мары-является ли она дочерью Вышеня и сестрой для Живы и Рода. Но здесь встаёт противоположное убеждение о том, что Мара дочь Лады и Сварога. Если учесть, что Лада одна из ипостасей Живы, то получается, что богиня Мара, дочь Живы, рождённая ею для того чтобы Марена заняла противоположную сторону и уравновесила мироздание. Отсюда можно объяснить, те необъятные знание обо всём во вселенной, которыми ведает Мара. Знания эти даны были ей от верховной над всеми, богиней Живой. Поэтому нельзя с уверенностью утверждать об тёмной сущности Мары. Рождённая от самой жизни, не может быть злом, она лишь оборотная сторона света. Да и вообще в славянской мифологии не прослеживается абсолютное зло. Все тёмные боги принимаются как нечто что необходимое. Та же Мара являясь богиней смерти, является богиней и плодородия переплетаясь своими обязанностями с Макошью. Хотя это и неудивительно, ведь если верить в теорию трёхликой Живы, то Макошь как одно из её ипостасей является матерью для Мары, отсюда и родство предназначения. Существует совершенно кардинально отличающаяся теория о том, что Жива не верховная богиня, а дочь Лады и Сварга и супруга Тарха Дажь Бога. По легенде прекрасная Жива была влюблена в Дажьбога, и когда его приковали к горе именно она явилась ему в образе спасительницы. Она напоила его мёртвой и живой водой и вдохнула в него новую искру Жизни, делясь своей душой. И тогда Тарха Дажбог полюбил её за доброту её и сделал своей супругой законною пред небесами и землёй. Эта теория вносит ещё больше противоречий в понимание фигуры богини Живы, но так или иначе, то что это одна из ключевых и многослойных персонажей древнеславянской мифологии-это, бесспорно. У имени богини есть несколько вариаций: Джива, Дива, Живана, Сива, Дева.Каждое из этих имён подразумевает одну и туже богиню. Если принимать теорию о взаимосвязи и родстве славянских и древнеиндийских языческих пантеонов, то у богини Живы есть индийский ведический прототип бог Шива, но здесь возникает ряд разногласий. В первую очередь это конечно половая принадлежность обоих божеств: у славян Жива олицетворяет женское начало, тогда как в индийских ведах Шива — это мужчина, хотя некоторые направления утверждают, что Шива, как мужское начало мироздания Пуруш, также включает в себя женское начало Практити, то есть Шива абсолютное создание, которое создало мир разделившись на два начала. Здесь можно провести параллель между Шивой и Вышнем, который якобы породил Живу и Рода. Второе основное разногласие — это роль божеств: Жива — это дающая жизнь, созидательная сила, а Шива ассоциируется с разрушением и хаосом. Хотя, если верить кашмирскому шиваизму, то Шива — это и созидатель, и разрушитель. Тут, в пользу сходства богов можно сказать, что у Живы есть свой антагонист — Мара, которая как было сказано выше является дочерью одной из ипостасей Живы — Макоши. Так кто же дочь богини, как не само её продолжение и ещё один лик?! Так или иначе Жива, подобно Шиве входит в верховную триаду богов. Для сравнения с одной стороны Вышень, Сварог и Жива, а с другой Вишну, Брахма, чьё имя кстати очень созвучно со словом «сварга», и сам Шива. Выводы остаётся делать исключительно читателям.

Символ Живы

http://s1.uploads.ru/t/jh34a.jpg