Круг Ликов Лады

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Круг Ликов Лады » Дети славян » Детские игрушки


Детские игрушки

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

Детские игрушки

0

2

Наверняка вам будет интересно и не менее любопытно узнать, какие детские забавы были в старину у наших бабушек и дедушек, и почему им некогда было скучать! Эти игрушки живут и по сей день, ведь они так милы сердцу и духу)) Вот почитайте.

Наверняка вам будет интересно и не менее любопытно узнать, какие детские забавы были в старину у наших бабушек и дедушек, и почему им некогда было скучать!

Эти игрушки живут и по сей день, ведь они так милы сердцу и духу)) Вот почитайте.

ТАРАХТУШКИ, то есть погремушки, делали из различного материала: из дерева в виде точеного шарика; на деревянной ножке, а внутрь помещали горох или мелкие камушки. Из березовой коры в виде 6- или 8-угольных коробочек; рог от козы или коровы, затянутый пузырем с горохом внутри. Пузыри домашних животных промывали, клали несколько горошин, надували, завязывали и сушили - тарахтушка готова.

СОЛОВЕЙ. Это глиняный горшочек, величиной с яблоко. Имеет носик, как у чайника, и несколько отверстий, наполняется водой и при вдувании образует мелодию, которая отвлекает и забавляет ребенка.

РЕВУНЫ. Получались из плодов акации и соломинок. Крепко натягивая листочек пырея, ленточку, листочек бересты, коры, стебельков, можно произвести пронзительный звук пищания.

КУБАРЬ. Небольшой деревянный шар или цилиндр на коротенькой ножке, похожий на волчок, пускали по полу, земле или по льду. При игре дети подхлестывали его кнутиком и этим заставляли вертеться его без конца. Иногда дети спорили, кто дальше угонит кубарь или перегонит его через песок, лужу или грязь.

ДЗЫК. Берут обыкновенную пуговицу, вставляют в дырочку тоненькую палочку, один конец которой заостряют, а за другой берут пальцами и приводят в движение - происходит легкое жужжание.

ФУРЧАЛКА. Берется тоненький кружочек или пластинка из дерева, свинца, кости; посередине делают две дырочки и протягивают две ниточки. Закрутив нитки, начинают быстро дергать их руками, то натягивая, то ослабляя. От этого происходит быстрое вращение и особый шум фурчания.

ТРЕЩОТКИ. Бывают двух видов: деревянный валик с рукояткой и трещотка из 10-15 дощечек.

Трещотка, кроме забавы, имела распространенное применение при охране фруктовых садов от птиц, а в дальнейшем как шумовой инструмент при исполнении песен.

ПИЛЬЩИК. Это довольно остроумная игрушка, напоминающая собой качание маятника. Была популярна в Туле, Нижнем Новгороде. Пильщика ставят на край стола, а нитку с камнем опускают вниз. Дают легкий толчок по его голове, и он качается довольно долго, натягивая нитку о край стола.

СОЛДАТ С САБЛЕЙ. В плечо деревянного солдатика вставляли валик. К валику прикрепляли деревянную саблю или куриное перо. Ставят куда-нибудь на ветер, и когда он подует, солдатик делает движение саблей. Распространена в Вятской губернии.

ПЛЯСУНЫ. Из дерева вырезают двух человечков, у которых руки и ноги слабо привязаны нитками. Плясуны нанизываются на конский волос, который еле-еле заметен. При подергивании плясуны смешно двигаются, кажется, без видимой причины.
Свистулки

КУЗНЕЦЫ. Два деревянных бруска кладут один на другой, на них верхом усаживают две фигуры с молотками в руках, а в середине - наковальня. Затем бруски начинают разводить в разные стороны, и куклы двигаются, создавая эффект работы в кузне.

КОЗЮЛЬКА. В деревянный ящик величиною с портсигар укрепляют спирально вырезанную деталь, к ней приделывается иголка-жало и прикрепляется нитка. Нитка расположена в коробочке по лабиринту спирали, и, когда играющий дергает за конец, который торчит из коробочки, высовывается "козюлька" с игольчатым жалом.

МЕЛЕНКИ. Делают два или четыре крыла на подобие мельничных крыльев. Эти крылья надевают на валик, а валик - на палочку и выставляют против ветра. От ветра они свободно крутятся и приносят детям большое удовольствие.

ЦЫКАЛКА. Похожа на современный шприц, только дети изготовляли ее из твердого стебля дикого морковника, борца и тому подобное.

В нее набирали воду и устремляли довольно далеко.

ГЛИНЯНЫЕ ИГРУШКИ В ВИДЕ ХЛЕБОВ. В старой Рязани были найдены детские игрушки в виде хлебов. По этим игрушкам можно представить, каким был хлеб в то время. Дети, играющие с глиной, с большим реализмом передали Хорошо поднявшийся хлеб. Верхняя часть хлеба покрыта шахматными нарезками. Такими нарезками, должно быть, покрывались "чистые хлеба" для лучшего вкуса корки и для красоты.

КУКЛЫ. Куклы быстро Совершенствовались, от деревянных до восковых, глиняных и фарфоровых. Куклу всегда старались приблизить к реальному женскому образу и даже придумали движущиеся руки, ноги, глаза.

У славян кукла имела глубокий смысл - оберегала и походила на идола -Берегиню - пышную куклу и помещалась над крыльцом, на окнах. Позже на Русибыли популярны куклы-лихорадки. Хозяйка шила обязательно 12 штук - на 12 месяцев в году от 12 страшных болезней. Шила, чтобы угодить Лихоманкам, трясучкам, то есть задабривала духов разных болезней. Каждая имела свое имя

Трясея, Ледея, Пухнея, Желтея, Коркуша, Грудица, Огнея, Глядея, Нивея.

У крестьян была популярна кукла-закрутка. Какая-нибудь тряпица свертывалась в скалку, перетягивалась ниткой голова и сверху покрывалась лоскутком, заменяющим платье. Иногда их называли "рясочки".

Каждая девочка умела делать и куклу-стригунок из соломы. Пучок соломы перекручивался и так получалась голова. Между двумя пучками просовывался меньший пучок - и получались руки. Оформляли куклу по-разному: и приделывали косу, и вязали платок, и из негодного тряпья даже изготовляли платья.

Совсем бедные дети вынуждены были делать кукол даже просто из поленьев, обмотав их чем-нибудь.

В Московской губернии делали кукол из глины и мела. У детей из зажиточных семей в ходу были куклы с фарфоровыми головками. Кукла всегда помогала развивать добрые, семейно-нравственные понятия и правила.

Есть такая примета: когда дети много и усердно играют в куклы, в семье будет прибыль; если же небрежно обращаются с игрушками - быть в доме беде. Верили, что кукла охраняет детский сон и оберегает ребенка, поэтому она всегда рядом с ним - и в играх, и во сне. Особенно поощрялась в народе игра с куклами у девочек, так как кукла считалась еще и символом продолжения рода. Например, народы Средней Азии верили, что кукла приносит хороший урожай, если девушка играет с ней до самого замужества.

В русской деревне тряпичная кукла - наиболее распространенная игрушка. Она была в каждом крестьянском доме, а в некоторых семьях кукол насчитывали до сотни.

Тряпичные куклы дети начинали "вертеть" с пяти лет

Кукла - закрутка

Свертывали в скалку кусочек цветной ткани, обтягивали лицо белой тряпицей и стягивали её на уровне шеи. Затем скатывали боковые остатки ткани, получались руки - вот и готова кукла. Наряжай! Надо сказать, что куклу делали с большим старанием, так как по ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки.

Куклу наряжали, но лицо не рисовали. Такие куклы назывались "безликими". По народным поверьям, кукла с лицом как бы приобретала душу и могла повредить ребенку. Поэтому безликая кукла являлась одновременно и оберегом.

Раньше был обычай: как только женщина почувствует, что у нее будет ребенок, она начинала мастерить тряпичную куколку-закрутку: "Связывала поначалу тулово, потом приделывала ручки вместе с головушкой, а уж тоды наряжала простенько. Работала без иголки: не надо, чтобы руки прикасались к металлу. И вот соорудит такую куколку мама и за две недели до родов укладывает ее в люльку, и они обе уже ждут, когда появится ребеночек. А куколка оберегает люльку от дурного глаза. Вырастет ребеночек, играет в свою куколку-оберег, в которой сохранилось тепло маминых рук. Став взрослой, девочка сама за две недели до рождения своего ребеночка делает такую куколку-оберег".

Сделать такую куклу-закрутку несложно. Особенность работы состоит в том, что мы делаем куклу без иголки, только закрутка, только тряпочки и завязывание хлопчатобумажной ниткой.

Возьмем небольшой кусочек любой ткани, размерами примерно 20х20 см. Нижний край следует отогнуть на 2-3 см и не очень сильно закрутить. Свободный край бокового среза также выгнем наизнанку и получим только один открытый срез -вверху. В двух местах (условно на линии шеи и талии) перевязываем закрутку нитками. Вот и вышло у нас так называемое "тулово". Оно должно быть устойчивым, для этого и нужен подгиб внизу. Можно в закрутку "тулова" вставить тонкий ватный стержень.

Далее делаем голову вместе с руками. Возьмем такой же квадратик ткани, подложим для шеи кусочек ваты, накроем по центру лоскутком, слепим шарик - голову и крепко затянем нитку по линии шеи. А теперь сделаем руки. Подгоним срез и заберем лишнюю ткань внутрь рукава, а кисти рук перетянем ниткой. После того, как сделаем руки, затянем оставшуюся ткань на линии талии, при этом рукам можно придать любое направление. Кстати, одновременно с руками получается кофточка. Основа готова.

Теперь куклу можно и наряжать. Волосы и косы можно сделать из эластичного чулка. Натянем на голову куклы тонкую полоску, ее конец разрежем на три ленты и заплетем косу. Чтобы прическа не распадалась, повяжем голову лентой. Юбочку (одну или несколько) можно вырезать в виде круга - это юбка-солнце; сделаем в ней небольшое отверстие в середине и наденем на куклу. Чтобы юбка не стояла колоколом, обхватим её лентой-пояском на талии. Получился образ девушки. Если же накрыть куклу платком, получится образ женщины постарше.

Вся прелесть такой куклы в том, что делается она быстро, из самых доступных материалов и прямо во время игры. Образы и их количество могут быть придуманы прямо во время игры. А если куклу-закрутку выполнить аккуратно, она может служить и прекрасным сувениром.

ЗЕРНУШКА. Простая на внешний вид куколка - зернушка, но изготовленная с большой любовью, имеет глубокий символический смысл. Ее обычно дарили на Коляду, Рождество и иногда на праздники, связанные с урожаем. Кукла обязательно наполнялась зерном, желательно пшеницей или зерном всяких сортов одновременно, чтобы урожай был богатым на все виды зерновых культур. На Руси каша долгое время была основным видом питания, так как зерно имеет мощную жизненную силу, легко усваивается, доступно для взращивания на территории славян. Коли именно земля дает урожай - родит значит, то и образ, дающий этот урожай, женский.

Кукла делалась из мешковины. Небольшой мешочек наполнялся зерном, при этом женщины всегда пели песню или читали молитву. К туловищу-мешочку приделывалась голова без лица, повязывалась платком и тесьмой-пояском (с магическим орнаментом: вода, земля, зерно, солнце). Кукла - зернушка помогает человеку верить в удачный год, а вера помогает человеку сотворять все необходимое для чудо-жизни.

РУССКАЯ МАТРЕШКА. Русской игрушке, окрещенной матрешкой, рожденной в подмосковном Сергиевом Посаде, достались особая слава и любовь. Для жителей многих стран она стала поистине "русской девочкой", символом всего русского. И вполне заслуженно, ибо с завидной обобщенностью и с народным юмором, веселой выдумкой и красочной лаконичностью решены были мастером характер куклы, ее одежды и формы.

Случилось это так, как нередко происходит в народном искусстве, где на древнюю форму и традицию накладывается то новая роспись, то придумывается новая форма, а порой и новая функция. Фигурки такой формы существовали на Руси давно. И разъемная деревянная игрушка бытовала издревле. А вот матрешки еще сто лет назад не было.

Сергиев Посад всегда славился своими игрушками. Говорили, что сам Сергий Радонежский резал игрушки и дарил детям. В конце прошлого века мастер Василий Звездочкин вырезал куклу на славу, одел ее в передник и сарафан, нарядил в платок с цветочками, в руки дал петуха или платочек. И имя ей дал самое простонародное -

Матрена. Успех к девочке Матрене пришел в 1900 г. на Всемирной выставке в Париже.

Древнейшая разъемная игрушка - прототип Матрешки, бытовавшей на Древнейшей Руси, - несла более глубокий смысл. Одни исследователи предполагают, что такая кукла женского рода с большим потомством есть сама богиня жизни, продолжения рода. Другие считают, что многооткрывающаяся кукла говорит о том, что человек, как и земля, имеет семь сфер - семь тел. И эти тонкие тела прежде наши предки видели. И еще, древние мудрецы говорили, что семь поколений сохраняют память и генетические коды. Семь поколений из рода: в род зависят друг от друга, вот почему так бережно относились ко всем традициям и законам рода.

КУКЛЫ-ПЕЛЕНАШКИ делались из всего, что имеется под рукой. Пеленали и полено, и деревянную ложку, и пучок соломы.

КУКЛЫ-СТРИГУНКИ делались из соломы.

КУКЛЫ-НЯЖОШКИ из чистых тряпиц, чтобы ребенок перед сном мог ее обнять и даже поцеловать.
http://s0.uploads.ru/t/cI7RP.jpg
http://s2.uploads.ru/t/EhqIU.jpg
http://s4.uploads.ru/t/4QYML.jpg
http://sh.uploads.ru/t/atDCK.jpg

0

3

КУКЛА КРУПЕНИЧКА ИЛИ ЗЕРНОВУШКА
Раньше в деревнях в конце лета, когда на полях собирали урожай, лучшую, отборную часть зерна прятали в специальный мешочек, наряжали его куколкой и бережно хранили до посева следующего года. Особенно ценной была капризная гречиха, поэтому кукла была оберегом, залогом будущего плодородия и ставилась в Красном углу избы. А весной торжественно изымали зерна из мешочка и сеяли в поле с пожеланиями богатого урожая.
Можно также наполнять Зерновушку пшеницей, горохом, пшеном – на ваше усмотрение. Сейчас куклу Крупеничку дарят с пожеланиями добра, богатства, достатка в доме, и вряд ли зерна из нее пригодятся для посева или приготовления пищи (хотя как знать, вспомните совсем еще недавний кризис с гречкой), поэтому для подарка можно наполнить мешочек разными крупами, будет своего рода символ изобилия.

Чтобы сделать куклу Крупеничку своими руками, сначала шьем мешочек для крупы. Берется прямоугольник белой хлопковой или льняной ткани, складывается пополам и прошивается по длинной стороне.

Для этого берется длинная нить (чтобы хватило на прошивку и на завязывание мешочка), один длинный конец (сантиметров 20-30) оставляем с одного края, фиксируем двойным стежком и прошиваем швом «назад иголку», отступив от края 1-1,5см.

Прошив до края, оборачиваем и плотно завязываем нитью один конец получившейся «трубочки».

Выворачиваем получившийся мешочек, наполняем его крупой, оставив сверху место для завязывания, и тщательно уплотняем зерна, постукивая мешочком по столу.

Завязываем мешочек свободным концом нитки, расправляем торчащие края. Теперь приступаем к одежде куклы.
Для нее нужны цветные прямоугольники: тонкой ткани — на нижнюю юбку, плотной — на верхнюю и нарядный фартучек. Также нужен длинный узкий прямоугольник плотной теплой ткани, например шерстяной, для пальто — ведь куколке в нем зимовать придется. Также нужна красивая тесьма, красный треугольник на повойник и цветной треугольник с длинными концами для платка (чтобы можно было обернуть концы и завязать сзади).

Сперва надеваем нижнюю юбку, запахивая сзади, и перевязываем нитью.

Затем надеваем юбку — понёву, краями вперед, оставив между ними небольшое расстояние.

Сверху выворотным способом повязываем фартук и прихватываем его красивым пояском.

Дальше берем длинную полоску теплой ткани, туго скручиваем оба конца в рулончики — это будут рукава, и привязываем как показано на фото:

Теперь повязываем кукле красный платочек – повойник и нарядную тесьму, завязывая их сзади.

И сверху повязываем платок. Наша кукла Крупеничка готова к зимовке.http://s8.uploads.ru/t/i3mvP.jpg

0

4

КУКЛА ПЕЛЕНАШКА

Это традиционная обережная кукла славян. Спеленатую куклу подкладывали к младенцу в колыбель, где она обязательно находилась до крещения. Считалось, что кукла оберегает ребенка от опасности, защищает от злых духов и принимает на себя все напасти, угрожающие незащищенному крестом малышу. Только после крещения куклу убирали из колыбели.

С куклой Пеленашкой связан еще один русский обряд. После переезда невесты в дом жениха, на колени новобрачной клали спеленатую куклу. Считалось, что после этого к молодой жене приходит материнская сила.

Кукла Пеленашка делалась и для игры детям. Тогда обычно применяли бытовые вещи – простыни, одеяла и т. п. Завернув сложенную простыню в столбик, заворачивали куклу в одеяло и перевязывали пояском или веревочкой. Такую куклу впоследствии могли сделать и старшие девочки для младших. После игры куклу разворачивали, и вещи опять применялись по своему прямому назначению.

Кукла Пеленашка очень проста в изготовлении. Это младенец в платочке, спеленатый в пеленку и обвитый свивальником. Куклу делают из куска белой ношенной ткани. Считалось, что ношенная ткань содержит в себе частичку жизненной силы человека, носившего одежду из этой ткани или дома, где она применялась. Попробуем сделать маленькую куклу Пеленашку. Таких куколок обычно делали для других больших кукол-матерей и привязывали к ним пояском.

Подготавливаем нужные материалы.
Белую ткань складываем пополам и плотно сворачиваем в скатку снизу вверх.
Для обозначения головы перетягиваем скатку нитями, выделяя треть длины от одного из концов.

Перетягиваем куклу посередине. Завязываемый узел символизирует пуп - сосредоточие жизненной силы.

Складываем ткань для платочка куклы по диагонали.
На головку куклы Пеленашки повязываем платочек, концы заводим за спинку крест-накрест, не завязывая узла.

Заворачиваем скатку в пеленку, заводя по очереди углы ткани наискосок за скатку. Нижнюю часть пеленки подгибаем, накидываем на Пеленашку и обтягиваем назад за скатку.

Куклу Пеленашку обвиваем свивальником (узкой длинной полоской ткани, веревочкой или лентой). Начинаем заводя за голову, затем перекрещиваем впереди и перетягиваем оба конца внизу.
Кукла Пеленашка готова!

0

5

Во время свадьбы после переезда невесты в дом жениха на колени ей сажали маленького ребенка или клали спеленутую куклу – считалось что после этого к молодой жене приходит материнская сила.

Спеленутую куклу подкладывали и к младенцу в колыбель, где она была до крещения, чтобы сбить злых духов с толку и принимать на себя все напасти, угрожавщие незащищенному крестом малышу. После крещения кукла убиралась из колыбели и хранили ее наравне с крестильной рубахой.

Для новорожденных матерью делалась кукла «младенчик-пеленашка». Кукла шилась непосредственно перед рождением ребенка, с молитвой, с мыслями о будущем дитятке; ткани для изготовления были родные - от сарафана, от рубахи отца, деда и т.п. - все это хранило родовую и генетическую память. Куколка вкладывалась в ладошку и, сжимая кулачки, малыш сам себе делал массаж всей внутренней поверхности ладони. Нынче рождается очень много детей с различными родовыми травмами, и остеопаты прописывают подобный массажер, но он из синтетического материала и не сделан руками любящей матери. Простая не вид кукла - младенчик делается достаточно сложно и соответственно несет в себе много важной и необходимой информации.

При рождении ребенка также и в родильном обряде применяли куклу-«пеленашку». Нижняя часть ее фигуры оборачивалась тканью семь или десять раз (символ древнейшей модели небес). Малыша сразу после рождения прятали в хлеву или чулане. В это время к лежащему на постели в женском платье и стонущему мужу, изображавшему рожающую жену, приносили куклу-«пеленашку». Считалось, что этот обряд отводил опасность от матери и ребенка.

Пеленашка была и неизменной куклой для ребенка в играх.

В основе правил изготовления Пеленашки воспроизводили основные признаки человеческого подобия: тело, голову и центр жизненной силы – пуп. Куклу изготавливали из куска ношенной домотканной одежды, вобравшей в себя тепло изготовивших ее рук и пропитавшейся трудовым потом. Считалось, что с родным, домашним материалом кукле передается частичка жизненной силы. При изготовлении кукла в руках человека как будто повторяла таинство рождения. Завязанный тугой узел посередине скатки символизировал пуп (узел располоается спереди куклы!). Оставшиеся концы шнура откусывали так же, как и пуповину при рождении ребенка. Вторая существенная деталь – голова. Для ее обозначения скатку перетягивали нитями, выделяя треть длины с одного из концов скатки – с этого момента пропорции куклы соизмеряются с пропорциями младенца.
Чтобы сбить злых духов с толку, спеленутую куклу подкладывали к младенцу в колыбель, где она находилась до крещения ребенка, чтобы принимать на себя все напасти, угрожавшие не защищенному крестом чаду. Только после крещения, которым за младенцем утверждался статус человека, кукла убиралась из колыбели. Куклу хранили в доме наравне с крестильной рубахой ребенка.

В этой кукле воспроизводились особенности мироощущения русских крестьян. Считалось, что ограничение движения сделает ребенка незаметным для злых духов, поэтому почти весь первый год жизни младенец проводил в колыбели плотно спеленутый.

В основе правил изготовления куклы Пеленашки лежит традиционное понимание мироздания крестьянами. В ней простейшими приемами изготовления воспроизводили основные признаки человеческого подобия: тело, голову и центр жизненной силы, который, по поверьям, располагается в районе пупа.

Куклу изготавливали из куска ношеной домотканой одежды, вобравшей в себя тепло изготовивших ее рук и пропитавшейся трудовым потом. Считалось, что сродным, домашним материалом кукле передается частичка жизненной силы. При изготовлении кукла в руках человека как будто повторяла таинство рождения.

Пеленашка или кукла-младенчик имеет обереговую конструкцию. Кукла дается в ручку ребенка качестве естественного массажера, а также при приходе гостей вставляется в складочки платочка ребенка и тогда гости, чтоб не "сглазить" ребенка говорили про куклу: "Ой, до чего кукленок-то хорош!"

Куколка Пеленашка на вид очень простая куколка - младеньчик в платочке, запеленутый в пеленку и обвитый свивальником.

Считается, что обмотать всё той ниткой сначала сверху вниз, потом снизу вверх, опять же стараясь чтобы было нечетное количество крестиков на куколке!

Ее клали в колыбель к ребенку до его крещения, как оберег от злых духов. А кто такие злые духи я не знаю. Но мне кажется, что это духи, которые застряли здесь ради мести или других недовыполненных задач. Те, которые подселяются в чужое тело. Но это все надо изучать и исследовать.

Могла она быть оберегом при родах. Ее подкладывали стонущему мужу роженицы взамен младенца, опять же для отвода глаз злым духам. И еще одно применение - клали новобрачной на колени, для того чтобы к женщине приходила материнская сила. О материнской силе тоже ничего не знаю.

Отзывается, что она как-то связана с богатырством. Привести душу в мир большая задача.
Последнее применение я попробовала проверить на себе. Представила, что у меня на коленях лежит пеленашка. (Настоящей под рукой не было) И вот интересно! Грудь и живот потяжелели. Я ощутила себя кормящей матерью! Но я рожавшая женщина. Представила себя девушкой. Тут отвечала душа. Возникло чувство нежности и заботы. Но это надо проверять. Думаю, Куколка несет в себе образ материнства. И я хотела поделиться своими открытиями при ее делании.

В изготовлении Пеленашка проста. Делают ее из длинного лоскута белой ношеной ткани. Лоскут он такой дли-и-и- ный. Вот вроде этого слова. А ношеная ткань - тонкая, поэтому скатывается он довольно долго. Считалось, что ношеная ткань несет в себе частичку жизненной силы.

Ткань плотно скручивают в скатку, перетягивают посередине специально изготовленным пояском. А поясок, он просто свит из двух нитей. Кто-то мне говорил, что старообрядцы носили такие пояски на теле всю жизнь. И сейчас наши парни видели в бане. Но тот человек сказал, что одевает только в баню от сглаза. Завязывают узел, символизирующий пуп - центр жизненной силы. Концы у пояска откусывают, как и пуповину ребенка.

Потом обозначают голову. Для этого перетягивают скатку нитями, выделяя треть длины. Повязывают платочек, запеленывают плотно в пеленку и обертывают свивальником. Кукла готова.

Поразительно сколько умений передается при изготовлении этой простой куколки! Я так и вижу бабушку, которая приговаривает, делая куколку: «А пуповиночку откусим не коротко, да подождем, чтобы биться перестала. Потом уж завяжем. А кончики- то потом уж отсохнут. Да запеленаем. Вот так. Да так. Ну, вот и хорошо. И ладно». И теперь застанут роды в неурочном месте - не растеряется рожаница, всплывут знания, полученные в детстве.

Сам процесс изготовления символизирует выделение человека из мира природы. Была бесформенная тряпочка, а стала куколка. Интересно и то состояние, которое возникает при скатывании. Оно близко к состоянию созерцания. Состояние созерцания, как я думаю, это такое внимание спокойное, как бы без мыслей, и думается там образами. Или мысли там текут плавно и вытекают одна за другой. И как-то хорошо решать в нем задачи. Руки там сами делают. А я как-то расширяюсь и просто смотрю. Если оно не возникает, скрутка не получается. То кривится, то разваливается.

Думаю, дети при изготовлении скруток, витых поясков получают опыт состояния созерцания, которое необходимо при творении нового. А по тому, какие трудности возникают у ребенка при изготовлении куколки, и как он их преодолевает, можно судить о его характере.

Самим способом скатывания передается и длительный труд вынашивания ребенка. А также способ навивания тела пеленашки, как и кукол закруток и столбушек, передает образ слоистого устройства тонких тел человека, образ постепенного воплощения. Тут отзываются и слои личности. Но все это требует более подробного изучения. Так что простая куколка оказывается не такой уж и простой.
http://s9.uploads.ru/t/RKk6j.jpg

0

6

Коза приносит своим владельцам счастливые перемены, радость, процветание, силу духа. Это символ жизненной силы и амулет хорошего настроения. Очень подходит этот оберег родившимся в год Козы.
Делать ее несложно и увлекательно, процесс понравится детям и взрослым. Стоит попробовать smile

Для создания первого элемента потребуется 6 отрезков шпагата по 10-12 см и 1 отрезок 50-60 см.

Связываете на конце длинной веревкой 6 маленьких отрезков обычным узелком.

Затем по спирали обматываете длинной веревкой до противоположного конца.

И точно также фиксируете конец веревки на другом конце, обрезаете лишнее, и рога козочки готовы.

Для козы понадобятся 4 кусочка ткани. Желательно натуральная, плотный хлопок, рогожка, мешковина, двунитка, лен натуральных природных оттенков.

Самый длинный прямоугольник сворачиваете краями в середину.

Затем складываете пополам.

Это будет тело козы.

В середину вставляете рожки.

Маленький квадрат складываете по диагонали.

Присбариваете гармошкой.

И помещаете под рожками по центру.

Длинной веревкой делаете обмотку, и у нас получилась голова с рожками и ушами.

Второй небольшой прямоугольник скатывается по ширине.

Концы фиксируются бечевкой.

На противоположном конце аналогично получились руки.

Вставляем их также в середину.

И фиксируем веревкой на поясе. Обязательно перекрещиваем.

Последний элемент послужит одеждой козочки, для этого на нем надо сделать 2 небольших надреза, как на фото.

Одеваете козу.

Подвязываете шпагатом.

Кукла готова
http://sf.uploads.ru/t/JyDUA.jpg
http://s4.uploads.ru/t/twhUr.jpg
http://s1.uploads.ru/t/CqamY.jpg
http://s6.uploads.ru/t/BYubU.jpg
http://sd.uploads.ru/t/BYEZc.jpg
http://s7.uploads.ru/t/XFyAY.jpg
http://s4.uploads.ru/t/ygteh.jpg
http://s6.uploads.ru/t/WfuBi.jpg
http://s1.uploads.ru/t/WvzCh.jpg

0

7

ДРЕВНИЕ ИГРУШКИ СЛАВЯН
История детской игрушки насчитывает даже не сотни, а тысячи лет. В древности детские игрушки делали преимущественно из самых простых и популярных материалов — дерева и глины. Находки археологов свидетельствуют, что еще в IX веке восточно-славянские племена изготавливали деревянные игрушки (потешки) не только для забавы своих детей, но и успешно торговали ими на крупных базарах и ярмарках. Конечно, старинные славянские фигурки невозможно было комбинировать и сочетать, как современные конструкторы lego, но на территории крупнейшего торгового центра Руси — Новгорода, собиравшего купцов из разных стран и континентов, деревянные русские потешки пользовались большой популярностью, не уступая сундукам и расписным ложкам.
Первые письменные упоминания о деревянных потешках относятся только в XVII веку. Из них известно, что царским отпрыскам сладости и игрушки в форме коней и птичек покупали в Троице-сергиевском монастыре. Интересно, что дети царей и простолюдинов играли потешками, сделанными умельцами в одних и тех же мастерских. В дошедших до нас записях дворцовых трат учитываются восемнадцать приобретенных на торгах в Москве игрушек, в форме коней и коров, оленей и баранов, лебедей и уток, купленных для детей Петра I.
Уже тогда стали появляться и первые наборы, пусть еще не такие интересные, как предлагает современный магазин лего, но весьма напоминающие сегодняшних солдатиков.
Самый древний вид деревянной русской игрушки называют «панки». Их изготавливали умельцы в северных деревнях России вплоть до начала XX века. Название произошло от корня «панг», что переводится как «ствол», ведь игрушки изготавливали из цельного куска дерева. Они сильно напоминали древних языческих идолов, которым поклонялись северные племена до прихода христианства. Панки выполнялись схематично, передавая только образ птицы, зверя или человеческой фигуры, без прорисовки мелких деталей. Они, словно наборы лего, будили воображение малышей, развивали фантазию, позволяя выразить множество различных образов с помощью одной единственной детали.
Сегодня простые самодельные игрушки из дерева часто используют вальдорфские школы, чья коррекционно-развивающая методика обучения как раз и основана на принципах творческого познания мира и развития духовности.
Почему важны традиционные деревянные игрушки
Во всем мире деревянные игрушки считаются экологически чистыми и безопасными.
- Всем известно, что дерево дарит умиротворение. Есть даже такие народные приметы – «подержаться за дерево в лесу, чтобы получить от него силу и состояние спокойствия». Ребенок, играя, в деревянные игрушки «подзаряжается» теплом дерева.
- Деревянные игрушки очень приятны на ощупь, они более гладкие и теплые. Соответственно деревянные игрушки очень положительно влияют на развитие мелкой моторики и сенсорного восприятия ребенка.
- Как правило, деревянные игрушки не напичканы огромным количеством функций, что так свойственно для современных пластиковых игрушек. Деревянная игрушка оставляет место для творчества, фантазии ребенка. Стимулирует активные действия ребенка, побуждает его исследовать.
- Деревянные игрушки – это уже история нашего народа. Такие игрушки не дают традициям исчезнуть. Формируют причастность к культуре.
- Деревянные игрушки являются более стойкими к ударам, чем другие игрушки. Некоторые дети постоянно ломают свои игрушки. Поскольку деревянные игрушки не могут быть легко повреждены, они живут гораздо дольше.
- Деревянные игрушки очень красивы. Чаще всего деревянные игрушки изготавливаются вручную, а это значит, что их можно рассматривать и как произведение искусства!
На детские игрушки издавна обращали внимание крупные мыслители. Аристотель настаивал на том, чтобы в интересах воспитания изобретались для детей пригодные игрушки, иначе дети станут ломать в доме вещи. Философ Архитас стал знаменит тем, что изобрел для детей погремушку. Лафарет придумал игру в деревянные кирпичики для детских строек.
По мнению Платона, Локка, Фребеля и других, излюбленные игрушки детей могут служить первой пробой для пытливого ума и склада характера.
Игрушки связывают с древнейшими культовыми обрядами, олицетворением сил природы в облике людей и животных. Так женская фигура символизировала Мать-Землю-Берегиню, конь - солнце, птица - водную и воздушную стихии. Эти три образа с древнейших времен до нашего времени несут именно такой смысл. Предполагают, что и происхождение глиняных свистулек связано с обрядами глубокой древности, когда свист считался надежным средством отпугивания злых сил.
Согласно другой точке зрения, дети всех времен и наций в игре подражают взрослым, их игрушки не наделены глубоким мифологическим смыслом и являются лишь образным отражением быта, окружающего ребенка.
Вопрос о происхождении игрушки не может быть решен однозначно. Скорее всего, в древности и игровое, и культовое значение тесно переплетались между собой, а затем религиозные обряды были забыты, и игрушка осталась только предметом развлечения.
Но не случайно человек воплощал силы стихий в наиболее знакомых и близких ему образах живых существ, трактуя их по-иному: великая богиня плодородия стала барыней, девицей; птица - утушкой, курочкой, гусем; конь - рабочей лошадкой, тянущей воз или везущей кавалера. Медведь, также участник древних обрядов, -забавным, добродушным косолапым зверем из народной сказки. Время изменило условия окружающей жизни, в творчество народных мастеров проникали новые сюжеты, но эти образы и по сей день фигурируют в игрушке любого промысла.
Игрушки, употребляемые детьми простого народа, в России немногочисленны. В некоторых областях детских игрушек в крестьянском быту почти не существовало. Для игры им служили деревянные крашеные яйца, ложки, баночки, нож, гвоздь, камни и так далее. Однако по книгам и со слов старых людей нам все-таки известны некоторые простонародные игрушки.
"Давным-давно в селе Богородском жила баба, которая захотела позабавить своих детей и вырезала им из дерева "Ауку" - спеленатого младенца. Ребятишки поиграли "Аукой" и забросили ее на печь. Однажды муж бабы стал собираться на ярмарку. Взял он "Ауку" и думает: покажу в посаде купцам, которые торгуют фигурками. Повез ее. Купцу понравилось. Он купил привезенную ."Ауку" и заказал еще несколько штук".
Деревянными резными и пестро окрашенными конями, медведями и птицами торговали возле Троице-Сергиевой лавры еще в начале XVII века. Были известны тогда игрушки "с движением". Каждый мастер делал свои привычные игрушки. "Фигуристы" вырезали людей, "зверисты" - зверей, "птичники" - птиц. Одни резали только "щелкунов", "орешников" - деревянных горбоносых стариков с приспособлением для раскалывания орехов.
Другие ладили так называемые "разводы" - укрепляли на раздвижных планках фигурки коров или солдат. А иные мастера вырезали медведей дрыгающих лапами. Самые умелые резчики свободно могли резать и фигуры зверей и птиц.
Забытые простонародные игрушки
ТАРАХТУШКИ, то есть погремушки, делали из различного материала: из дерева в виде точеного шарика; на деревянной ножке, а внутрь помещали горох или мелкие камушки. Из березовой коры в виде 6- или 8-угольных коробочек; рог от козы или коровы, затянутый пузырем с горохом внутри. Пузыри домашних животных промывали, клали несколько горошин, надували, завязывали и сушили - тарахтушка готова. СОЛОВЕЙ. Это глиняный горшочек, величиной с яблоко. Имеет носик, как у чайника, и несколько отверстий, наполняется водой и при вдувании образует мелодию, которая отвлекает и забавляет ребенка.
РЕВУНЫ. Получались из плодов акации и соломинок. Крепко натягивая листочек пырея, ленточку, листочек бересты, коры, стебельков, можно произвести пронзительный звук пищания.

КУБАРЬ. Небольшой деревянный шар или цилиндр на коротенькой ножке, похожий на волчок, пускали по полу, земле или по льду. При игре дети подхлестывали его кнутиком и этим заставляли вертеться его без конца. Иногда дети спорили, кто дальше угонит кубарь или перегонит его через песок, лужу или грязь.
ДЗЫК. Берут обыкновенную пуговицу, вставляют в дырочку тоненькую палочку, один конец которой заостряют, а за другой берут пальцами и приводят в движение - происходит легкое жужжание.
ФУРЧАЛКА. Берется тоненький кружочек или пластинка из дерева, свинца, кости; посередине делают две дырочки и протягивают две ниточки. Закрутив нитки, начинают быстро дергать их руками, то натягивая, то ослабляя. От этого происходит быстрое вращение и особый шум фурчания.

ТРЕЩОТКИ. Бывают двух видов: деревянный валик с рукояткой и трещотка из 10-15 дощечек.
Трещотка, кроме забавы, имела распространенное применение при охране фруктовых садов от птиц, а в дальнейшем как шумовой инструмент при исполнении песен.
ПИЛЬЩИК. Это довольно остроумная игрушка, напоминающая собой качание маятника. Была популярна в Туле, Нижнем Новгороде. Пильщика ставят на край стола, а нитку с камнем опускают вниз. Дают легкий толчок по его голове, и он качается довольно долго, натягивая нитку о край стола.
СОЛДАТ С САБЛЕЙ. В плечо деревянного солдатика вставляли валик. К валику прикрепляли деревянную саблю или куриное перо. Ставят куда-нибудь на ветер, и когда он подует, солдатик делает движение саблей. Распространена в Вятской губернии.
ПЛЯСУНЫ. Из дерева вырезают двух человечков, у которых руки и ноги слабо привязаны нитками. Плясуны нанизываются на конский волос, который еле-еле заметен. При подергивании плясуны смешно двигаются, кажется, без видимой причины.

КУЗНЕЦЫ. Два деревянных бруска кладут один на другой, на них верхом усаживают две фигуры с молотками в руках, а в середине - наковальня. Затем бруски начинают разводить в разные стороны, и куклы двигаются, создавая эффект работы в кузне.
КОЗЮЛЬКА. В деревянный ящик величиною с портсигар укрепляют спирально вырезанную деталь, к ней приделывается иголка-жало и прикрепляется нитка. Нитка расположена в коробочке по лабиринту спирали, и, когда играющий дергает за конец, который торчит из коробочки, высовывается "козюлька" с игольчатым жалом.
МЕЛЕНКИ. Делают два или четыре крыла на подобие мельничных крыльев. Эти крылья надевают на валик, а валик - на палочку и выставляют против ветра. От ветра они свободно крутятся и приносят детям большое удовольствие.
ЦЫКАЛКА. Похожа на современный шприц, только дети изготовляли ее из твердого стебля дикого морковника, борца и тому подобное.
В нее набирали воду и устремляли довольно далеко.
ГЛИНЯНЫЕ ИГРУШКИ В ВИДЕ ХЛЕБОВ. В старой Рязани были найдены детские игрушки в виде хлебов. По этим игрушкам можно представить, каким был хлеб в то время. Дети, играющие с глиной, с большим реализмом передали Хорошо поднявшийся хлеб. Верхняя часть хлеба покрыта шахматными нарезками. Такими нарезками, должно быть, покрывались "чистые хлеба" для лучшего вкуса корки и для красоты.
КУКЛЫ. Куклы быстро совершенствовались, от деревянных до восковых, глиняных и фарфоровых. Куклу всегда старались приблизить к реальному женскому образу и даже придумали движущиеся руки, ноги, глаза.
У славян кукла имела глубокий смысл - оберегала и походила на идола - Берегиню - пышную куклу и помещалась над крыльцом, на окнах. Позже на Руси были популярны куклы-лихорадки. Хозяйка шила обязательно 12 штук - на 12 месяцев в году от 12 страшных болезней. Шила, чтобы угодить Лихоманкам, трясучкам, то есть задабривала духов разных болезней. Каждая имела свое имя
Трясея, Ледея, Пухнея, Желтея, Коркуша, Грудица, Огнея, Глядея, Нивея.
У крестьян была популярна кукла-закрутка. Какая-нибудь тряпица свертывалась в скалку, перетягивалась ниткой голова и сверху покрывалась лоскутком, заменяющим платье. Иногда их называли "рясочки".
Каждая девочка умела делать и куклу-стригунок из соломы. Пучок соломы перекручивался и так получалась голова. Между двумя пучками просовывался меньший пучок - и получались руки. Оформляли куклу по-разному: и приделывали косу, и вязали платок, и из негодного тряпья даже изготовляли платья.
Совсем бедные дети вынуждены были делать кукол даже просто из поленьев, обмотав их чем-нибудь.
В Московской губернии делали кукол из глины и мела. У детей из зажиточных семей в ходу были куклы с фарфоровыми головками. Кукла всегда помогала развивать добрые, семейно-нравственные понятия и правила.
Есть такая примета: когда дети много и усердно играют в куклы, в семье будет прибыль; если же небрежно обращаются с игрушками - быть в доме беде. Верили, что кукла охраняет детский сон и оберегает ребенка, поэтому она всегда рядом с ним - и в играх, и во сне. Особенно поощрялась в народе игра с куклами у девочек, так как кукла считалась еще и символом продолжения рода. Например, народы Средней Азии верили, что кукла приносит хороший урожай, если девушка играет с ней до самого замужества.
В русской деревне тряпичная кукла - наиболее распространенная игрушка. Она была в каждом крестьянском доме, а в некоторых семьях кукол насчитывали до сотни.
Тряпичные куклы дети начинали "вертеть" с пяти лет
Кукла - закрутка
Свертывали в скалку кусочек цветной ткани, обтягивали лицо белой тряпицей и стягивали её на уровне шеи. Затем скатывали боковые остатки ткани, получались руки - вот и готова кукла. Наряжай! Надо сказать, что куклу делали с большим старанием, так как по ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки.

Куклу наряжали, но лицо не рисовали. Такие куклы назывались "безликими". По народным поверьям, кукла с лицом как бы приобретала душу и могла повредить ребенку. Поэтому безликая кукла являлась одновременно и оберегом.
Раньше был обычай: как только женщина почувствует, что у нее будет ребенок, она начинала мастерить тряпичную куколку-закрутку: "Связывала поначалу тулово, потом приделывала ручки вместе с головушкой, а уж тоды наряжала простенько. Работала без иголки: не надо, чтобы руки прикасались к металлу. И вот соорудит такую куколку мама и за две недели до родов укладывает ее в люльку, и они обе уже ждут, когда появится ребеночек. А куколка оберегает люльку от дурного глаза. Вырастет ребеночек, играет в свою куколку-оберег, в которой сохранилось тепло маминых рук. Став взрослой, девочка сама за две недели до рождения своего ребеночка делает такую куколку-оберег".
Сделать такую куклу-закрутку несложно. Особенность работы состоит в том, что мы делаем куклу без иголки, только закрутка, только тряпочки и завязывание хлопчатобумажной ниткой.
Возьмем небольшой кусочек любой ткани, размерами примерно 20х20 см. Нижний край следует отогнуть на 2-3 см и не очень сильно закрутить. Свободный край бокового среза также выгнем наизнанку и получим только один открытый срез -вверху. В двух местах (условно на линии шеи и талии) перевязываем закрутку нитками. Вот и вышло у нас так называемое "тулово". Оно должно быть устойчивым, для этого и нужен подгиб внизу. Можно в закрутку "тулова" вставить тонкий ватный стержень.
Далее делаем голову вместе с руками. Возьмем такой же квадратик ткани, подложим для шеи кусочек ваты, накроем по центру лоскутком, слепим шарик - голову и крепко затянем нитку по линии шеи. А теперь сделаем руки. Подгоним срез и заберем лишнюю ткань внутрь рукава, а кисти рук перетянем ниткой. После того, как сделаем руки, затянем оставшуюся ткань на линии талии, при этом рукам можно придать любое направление. Кстати, одновременно с руками получается кофточка. Основа готова.
Теперь куклу можно и наряжать. Волосы и косы можно сделать из эластичного чулка. Натянем на голову куклы тонкую полоску, ее конец разрежем на три ленты и заплетем косу. Чтобы прическа не распадалась, повяжем голову лентой. Юбочку (одну или несколько) можно вырезать в виде круга - это юбка-солнце; сделаем в ней небольшое отверстие в середине и наденем на куклу. Чтобы юбка не стояла колоколом, обхватим её лентой-пояском на талии. Получился образ девушки. Если же накрыть куклу платком, получится образ женщины постарше.
Вся прелесть такой куклы в том, что делается она быстро, из самых доступных материалов и прямо во время игры. Образы и их количество могут быть придуманы прямо во время игры. А если куклу-закрутку выполнить аккуратно, она может служить и прекрасным сувениром.
ЗЕРНУШКА. Простая на внешний вид куколка - зернушка, но изготовленная с большой любовью, имеет глубокий символический смысл. Ее обычно дарили на Коляду, Рождество и иногда на праздники, связанные с урожаем. Кукла обязательно наполнялась зерном, желательно пшеницей или зерном всяких сортов одновременно, чтобы урожай был богатым на все виды зерновых культур. На Руси каша долгое время была основным видом питания, так как зерно имеет мощную жизненную силу, легко усваивается, доступно для взращивания на территории славян. Коли именно земля дает урожай - родит значит, то и образ, дающий этот урожай, женский.
Кукла делалась из мешковины. Небольшой мешочек наполнялся зерном, при этом женщины всегда пели песню или читали молитву. К туловищу-мешочку приделывалась голова без лица, повязывалась платком и тесьмой-пояском (с магическим орнаментом: вода, земля, зерно, солнце). Кукла - зернушка помогает человеку верить в удачный год, а вера помогает человеку сотворять все необходимое для чудо-жизни.
РУССКАЯ МАТРЕШКА. Русской игрушке, окрещенной матрешкой, рожденной в подмосковном Сергиевом Посаде, достались особая слава и любовь. Для жителей многих стран она стала поистине "русской девочкой", символом всего русского. И вполне заслуженно, ибо с завидной обобщенностью и с народным юмором, веселой выдумкой и красочной лаконичностью решены были мастером характер куклы, ее одежды и формы.
Случилось это так, как нередко происходит в народном искусстве, где на древнюю форму и традицию накладывается то новая роспись, то придумывается новая форма, а порой и новая функция. Фигурки такой формы существовали на Руси давно. И разъемная деревянная игрушка бытовала издревле. А вот матрешки еще сто лет назад не было.
Сергиев Посад всегда славился своими игрушками. Говорили, что сам Сергий Радонежский резал игрушки и дарил детям. В конце прошлого века мастер Василий Звездочкин вырезал куклу на славу, одел ее в передник и сарафан, нарядил в платок с цветочками, в руки дал петуха или платочек. И имя ей дал самое простонародное -
Матрена. Успех к девочке Матрене пришел в 1900 г. на Всемирной выставке в Париже.

Древнейшая разъемная игрушка - прототип Матрешки, бытовавшей на Древнейшей Руси, - несла более глубокий смысл. Одни исследователи предполагают, что такая кукла женского рода с большим потомством есть сама богиня жизни, продолжения рода. Другие считают, что многооткрывающаяся кукла говорит о том, что человек, как и земля, имеет семь сфер - семь тел. И эти тонкие тела прежде наши предки видели. И еще, древние мудрецы говорили, что семь поколений сохраняют память и генетические коды. Семь поколений из рода: в род зависят друг от друга, вот почему так бережно относились ко всем традициям и законам рода.
КУКЛЫ-ПЕЛЕНАШКИ делались из всего, что имеется под рукой. Пеленали и полено, и деревянную ложку, и пучок соломы.
КУКЛЫ-СТРИГУНКИ делались из соломы.
КУКЛЫ-НЯЖОШКИ из чистых тряпиц, чтобы ребенок перед сном мог ее обнять и даже поцеловать.
http://s2.uploads.ru/t/b3gdk.jpg
http://sa.uploads.ru/t/1gN4o.jpg
http://sd.uploads.ru/t/9ZR7s.jpg
http://s5.uploads.ru/t/jBtTy.jpg
http://s0.uploads.ru/t/pmarc.jpg
http://s9.uploads.ru/t/I31dr.jpg
http://s4.uploads.ru/t/Q0MlE.jpg
http://sd.uploads.ru/t/eD6kq.jpg
http://s0.uploads.ru/t/mqZ8o.jpg
http://s7.uploads.ru/t/XFLna.jpg

0

8

КАК ПРАВИЛЬНО ИГРАТЬ С МАТРЕШКОЙ.

В последнее время русская матрёшка стала модным сувениром. Красиво расписанные и дорогие матрёшки продаются иностранцам как своеобразный символ России, как типичный русский сувенир. За этим увлечением мы забыли, что матрёшка – не только украшение или сувенир, но что она – прежде всего игрушка для детей. При чём очень полезная игрушка. Её педагогической ценности может позавидовать любое современное пособие. Эта замечательная народная игрушка имела заслуженное признание у русских педагогов и рассматривалась как классический дидактический материал, как подлинный народный дар маленьким детям. С помощью матрёшки можно научить детей выделять разные качества величины, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объёму. Всё это, конечно же, способствует координации руки и глаза, развивает восприятие и мышление маленьких детей.
Но, чтобы матрёшка имела развивающий эффект, недостаточно её приобрести и дать в руки ребёнку. Необходимо открыть её замечательные свойства и научить малыша играть с ней. В этой статье мы хотим предложить вам возможные варианты игры с матрёшкой, в которые вы можете поиграть с вашим малышом. Для этого вам понадобится многоместная матрёшка, включающая 9 предметов. При его отсутствии можно использовать 2 набора обычных пятиместных матрёшек. Пригодятся также палочки, кружочки или кубики разной величины.

Очень важен момент первого знакомства с матрёшкой, открытие её главного секрета. Этот момент вы должны сделать радостным и сюрпризным. Например, так:

Усевшись за столик вместе с ребёнком, вы торжественно достаёте большую матрёшку и восхищаетесь её красотой: “Посмотри, какая красавица к нам пришла! Её зовут Матрёшка. Какой у неё платочек, какие щёчки…” Полюбовавшись ею, вы берёте игрушку в руки и удивлённо говорите: “Что-то она тяжёлая, и гремит, Может там что-то есть внутри? Давай посмотрим!” Открывая матрёшку, вы вместе с малышом как заклинание произносите слова: “Матрёшка – матрёшка, откройся немножко!” Процесс открывания матрёшки можно слегка растянуть, чтобы усилить ожидание и любопытство ребёнка.

Открыв большую матрёшку и обнаружив в ней другую, вы естественно удивляетесь и рассматриваете её вместе с ребёнком, как и первую. Поставив две матрёшки рядом, предложите малышу сравнить их. Спросите, какая выше, а какая ниже, какой платочек у маленькой, какого цвета фартук у большой. Объясните, что по форме обе матрёшки одинаковые, а по размеру разные. После этого предложите узнать, не спрятался ли в новой матрёшке ещё кто-нибудь. Под те же слова (“Матрёшка-матрёшка, откройся немножко”) пускай появится следующая, третья матрёшка. Поставьте её рядом и сравните с предыдущими. Так продолжается до тех пор, пока все матрёшки не выйдут.

Выстроив их в ряд по росту, обратите внимание ребенка на то, что каждая матрешка одета по-своему и что каждая следующая меньше предыдущей на целую голову. После такого знакомства начинается игра "в детский сад".

Объясните малышу, что матрешки, как и дети, ходят в детский сад, но только большие идут в старшую группу, а маленькие - в младшую. Отгородите место на столе (чертой или палочкой) для старшей и младшей группы и предложите ребенку отвести каждую из матрешек в подходящую группу, а в какую - пусть решает он сам. Если малыш перепутает, поставьте две матрешки рядом и спросите, какая больше. Когда все матрешки попадут в соответствующие группы, подведите итог, т. е. подчеркните, что высокие матрешки оказались в старшей группе, а ростом поменьше - в младшей. Они еще маленькие. Вот подрастут и то-же пойдут в старшую.

"А теперь отправим наших матрешек на прогулку, - предлагаете вы. - Пусть старшие поведут своих подружек из младшей группы". Попросите ребенка сначала построить по росту старших матрешек, а затем для каждой старшей матрешки найти соответствующую пару в младшей группе. Предложите малышу взять самую большую матрешку, пойти с ней в младшую группу и найти ей подходящую пару - самую большую среди маленьких. Когда он выберет подходящую пару для большой, попросите отвести обеих матрешек на другой край стола, где у вас будет детская площадка. Первая пара уже пошла гулять, а вам нужно подобрать следующую, т. е. выбрать вторую по величине матрешку в старшей и младшей группах. Когда все 5 или 6 пар будут готовы, матрешки начинают гулять по столу: прыгать, петь и т. д.

На "прогулке" можно устроить игру в прятки. Маленькие матрешки пусть попросят более крупных спрятать их, а остальные ищут пропавших подружек. Убедитесь вместе с ребенком, что в матрешке спрятаться может только та, что меньше ростом, а более крупная в маленькую не поместится.

После прогулки матрешки с помощью малыша опять выстраиваются парами и возвращаются в "детский сад", где их зовут измерять рост. В качестве ростомера используйте, к примеру, пирамидку с одним колечком, которое свободно перемещается по стержню. Пусть малыш ставит матрешек на ростомер, начиная с самой маленькой, а вы опускаете над их головами колечко и отмечаете, какого роста каждая из них. Для отметок можно использовать цветные карандаши, подбирая их в соответствии с цветом каждой матрешки. Почаще спрашивайте ребенка, какая из них самая высокая, какая чуть-чуть пониже, какая намного меньше, где самая маленькая и др.

Затем наступает время обедать. Вы достаете набор тарелок - кружочков разной величины - в соответствии с количеством матрешек и предлагаете ребенку подобрать для каждой подходящую тарелочку: самую большую для самой высокой матрешки, чуть поменьше для следующей и т. д. Здесь уместны разные шутки - например, 41812_or.jpgмаленькая матрешка захотела поесть из большой тарелки, а большая, жалуясь на отсутствие аппетита, предпочитает маленькую порцию. Возле одной тарелки могут оказаться сразу 3 матрешки, а кто-то из них может забрать себе две порции. В конце концов вы вместе с малышом всё же наводите порядок и каждая матрешка съедает свой обед. После обеда, естественно, нужно поспать. В качестве кроваток можно использовать бумажные полоски или квадраты разной величины, соответствующие размерам матрешек. Матрешек опять делят на две группы - старшую и младшую. Ребенок отводит каждую группу в свою спальню, где выбирает для них кроватки. Сначала нужно уложить младших, а потом старших. Здесь опять же матрешки могут покапризничать и показать свой характер. Две из них могут поспорить из-за одного места, а большая захочет лечь в маленькую кроватку. С вашей помощью матрешки иногда могут исчезать. Обнаружив вместе с малышом пустую кроватку, подскажите ему, что кто-то из матрешек спрятался и что он должен догадаться кто. Сравнив размер пустой кроватки с остальными, ребенок сам должен определить рост пропавшей матрешки - из какой она группы, ближе она к самой большой или самой маленькой, где самые близкие к ней по росту. Когда он приблизительно определит рост исчезнувшей матрешки, она вдруг появится и извинится за непослушание.

Проснувшись, матрешки опять выстраиваются и отправляются парами на прогулку, где снова бегают, резвятся и прячутся.

Если вы играете двумя одинаковыми наборами, можно подбирать пары одинаковых матрешек из каждого набора. В этом случае ребенок должен найти для каждой матрешки подругу того же роста. Перемешайте оба набора матрешек и предложите построить их парами по росту. Говоря от имени каждой матрешки, просите ребенка найти ей пару. Сначала он будет сравнивать с помощью рук, а потом научится делать это на глаз. Вы можете придумать и другие сюжеты. Важно показать, что все матрешки, с одной стороны, похожи, что они "родственники" или подружки, а с другой, что они разные и могут вступать в различные отношения (дружить, ссориться, мириться, старшие могут заботиться о младших или, наоборот, обижать их, а младшие демонстрировать свою неопытность и наивность).

После игры не оставляйте матрешку для свободного пользования, пока малыш не научится играть с ней осмысленно. Если эта замечательная игрушка будет просто валяться в ящике, ребенок быстро утратит к ней интерес, а ее отдельные части будут разбросаны и быстро потеряются.

В первых играх с матрешкой ваше участие совершенно необходимо. Вы должны оживить маленьких неподвижных кукол, сделать веселыми и озорными. Очень многое зависит от выразительности ваших слов и действий. Именно они должны вызвать у малыша интерес к игре и вовлечь его в воображаемую ситуацию.

И еще один совет: постарайтесь предоставить ребенку больше свободы и почаще побуждайте его думать. Не торопитесь говорить за него то, что он может сказать сам. Если он допускает ошибку, задайте ему наводящий вопрос или организуйте забавную ситуацию. Помогите ему построить свой "матрешечный" мир, в котором он будет высшим судьей и полным хозяином.

В какие еще игры можно играть с матрешками?

1. Поначалу, малышу больше всего нравится открывать матрешки. Удивляйтесь вместе с ребенком, что внутри кто-то есть. Следующий этап – составление половинок – покажите как смешно, когда две половинки не совпадают. Придумывайте разные задания, стимулирующие ребенка вкладывать одну матрешку в другую (например, маленькая матрешка просит большую ее спрятать).

2. Выстраивайте матрешек по росту (как по возрастанию, так и по убыванию). Например, они могут строем по уменьшению роста пойти гулять в лес, а домой возвращаться в обратном порядке (чтобы не было обидно). Когда малыш научится выстраивать матрешки по росту – “забудьте” одну матрешку, пусть ребенок догадается, в какое место строя ее поставить. Интересно сравнивать матрешки с другими предметами (пирамидкой, какой-то игрушкой) и рассортировывать их на две группы выше или ниже объекта. Сделайте из коробок несколько ворот разной высоты. Пусть малыш выяснит, какие матрешки, в какие ворота могут пройти.

3. Сделайте из коробок домики разного размера, предложите ребенку расселить в них матрешки. Кроватками матрешкам могут стать кружки от пирамидки, которые тоже нужно распределить соответственно размерам матрешек. Таких соответствий можно устанавливать множество, но не забывайте, что все задания должны естественно вплетаться в сюжет игры.

4. Перепутайте два набора матрешек (лучше всего одинаковых, но разных расцветок) и попросить ребенка их рассортировать или выстроить парами.

5. В игре, под разными предлогами, просите ребенка дать вам самую большую, среднюю, двух самых низких матрешек.

6. Придумайте матрешкам имена, созвучные порядковым числительным или названиям дней недели. Наденьте верхние половинки матрешек на пальцы и дайте им имена по названиям пальцев.

7. На листе картона обведите основания матрешек. Можно оформить эти круги как стульчики вокруг стола или вагончики в паровозе. Попросите ребенка расставить матрешки по местам.xn-80aaouhzn4c.jpg

8. Разложите внутрь матрешек ягодки разных размеров (картонные кружочки) или горошинки по возрастанию количества. Можно написать цифры на донышках и положить в матрешку столько же горошинок.

9. Предлагайте ребенку ролевые игры. Например, в маму и ее дочек. Наделяйте каждую матрешку своим характером. Начинайте с обыгрывания распорядка дня. Детям постарше интересно будет отыгрывать различные ситуации, которые происходят на детской площадке. Если в семье несколько детей, делайте акцент на “старший – младший”, в игре покажите преимущества каждого ребенка. С несколькими наборами матрешек можно инсценировать отношения нескольких семей.

10. В отсутствие ребенка расставьте матрешки в комнате, на видных местах. Расскажите малышу, что матрешки заблудились и предложите их отыскать.

Стишки, загадки, песенки о матрешках

Хотелось бы познакомить вас с рассказом Якова Тайца “Сколько?”.

Сколько? (Я. Тайц)

Папа принес Маше матрешку и сказал:

- Вот тебе три игрушки.

- Почему три? – спросила Маша. – Одна матрешка.

- Давай считать, - сказал папа. – Одна?

- Одна!

Папа открыл матрешку, там другая, поменьше.

- Две?

- Две!

Папа открыл вторую, а там еще одна, самая маленькая.

- Три?

- Три, - засмеялась Маша.

- То-то, - сказал папа.

Вот они все стоят!

Стихи

Вот пять кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах,

На столе у нас живут —

Всех матрешками зовут!

***

Кукла первая толста,

А внутри она пуста,

Разнимается она

На две половинки,

В ней живет еще одна

Кукла в серединке.

***

Эту куколку открой —

Будет третья во второй.

Половинку отвинти,

Плотную, притертую,

И сумеешь ты найти

Куколку четвертую.

***

Вынь ее да посмотри,

Кто в ней прячется внутри.

Прячется в ней пятая

Куколка пузатая!

Эта кукла меньше всех —

Чуть-чуть больше, чем орех!

Считалочка

Мы - красавицы матрешки

Разноцветные одежки.

Раз — Матрена.

Два - Малаша,

Мила — три.

Четыре — Маша.

Маргарита — это пять.

Нас не трудно сосчитать. (В. Степанов)

Песенка «Веселые матрешки»

Мы - веселые матрешки,

Ладушки, ладушки!

На ногах у нас сапожки.

Ладушки, ладушки!

В сарафанах ходим пестрых.

Ладушки, ладушки!

Мы похожи, словно сестры.

Ладушки, ладушки!

Завязали мы платочки.

Ладушки, ладушки!

Раскраснелись наши щечки.

Ладушки, ладушки!(муз. Ю. Слонова, сл. Л. Некрасовой)

Загадки про Матрёшку:

Ростом разные подружки,

Не похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. (Ответ: Матрешка)

***

В этой молодице

Прячутся сестрицы.

Каждая сестрица –

Для меньшей – темница. (Ответ: Матрешка)

Из истории:

Невозможно представить Россию без матрешки – деревянной выточенной куклы с многочисленными вкладышами. Но мало кто знает, где и когда родилась эта красавица, ставшая символом нашей родины.

Первая матрёшка – круглолицая и полненькая веселая девушка в косынке и русском народном платье – появилась на свет отнюдь не в древности, как считают многие. Прообразом для этой куклы послужила фигурка буддийского мудреца Фукурумы, привезенная в Абрамцево в конце 19 века с острова Хонсю (Япония). У деревянного мудреца была вытянутая голова и добродушное лицо – и вдохновившись обаятельной игрушкой (по преданию, такие фигурки впервые начал вырезать русский монах, живший на острове Хонсю!), в начале 1890-х годов токарь-игрушечник Василий Звёздочкин выточил первую русскую матрёшку, а художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков. На первой матрешке была изображена девушка в простонародном городском костюме: сарафане, переднике, платочке с петухом. Игрушка состояла из восьми фигур. Изображение девочки чередовалось с изображением мальчика, отличаясь друг от друга. Последняя изображала спеленатого младенца.

В 1900 году русские матрёшки "дошли" до Парижа - они экспонировались в этом городе на Всемирной выставке, где получили мировое признание и медаль. Кстати, в начале двадцатого века некоторые матрёшки и вправду "научились" ходить: ноги такой матрёшки, "обутые" в лапти, подвижны, - и она может идти, если поставить ее на наклонную плоскость. Такие игрушки получили название "матрёшки-ходилки".
http://se.uploads.ru/t/S97yE.jpg

0


Вы здесь » Круг Ликов Лады » Дети славян » Детские игрушки